Об авторе

Михаил Асламов: Биография Поэта, Закалённая Дальним Востоком

«Михаил Асламов обладает двумя самыми ценными для поэта качествами: талантом и биографией…» — так однажды написал о нём поэт Марк Соболь. И действительно, жизнь Михаила Феофановича Асламова была неотделима от его творчества, став тем самым источником, из которого рождались его честные и пронзительные стихи. Его судьба — это история человека, чьё детство опалила война, чья юность прошла у заводского станка и чья зрелость была полностью посвящена литературе и дальневосточной земле, которую он так и не променял на столичные перспективы.

От Забайкалья до Приморья: Рождение Поэта

Михаил Феофанович Асламов родился 1 октября 1929 года на небольшой дальневосточной станции Бира. Он был четырнадцатым, последним ребёнком в большой семье забайкальского казака-крестьянина Феофана Фадеевича. В конце 20-х годов семья, в поисках лучшей доли, отправилась на восток. Этот долгий путь через Уссурийск, Владивосток и Ольгу закончился в Приморье, в посёлке Каменка, который и стал для будущего поэта его малой родиной, местом, где прошли его раннее детство и школьные годы.

Труд и Война: Начало Пути

Детство Михаила Асламова оборвала Великая Отечественная война. «Недетское это дело — война и работа», — коротко и ёмко скажет он об этом времени спустя годы. В тринадцать с небольшим лет, 9 мая 1943 года, он встал к токарному станку, начав свой трудовой путь наравне со взрослыми. Этот опыт рабочего человека, познавшего цену труду с ранних лет, навсегда остался стержнем его характера и одной из главных тем в его поэзии.

После войны он уехал в Комсомольск-на-Амуре, где с отличием окончил судостроительный техникум. Жизнь в строгом городе-мастеровом закалила его характер. Чтобы заработать, он трудился в портовых мастерских и даже машинистом на колёсном буксире «Минин» на Амуре. С 1950 года его жизнь была связана с Хабаровском. Здесь он прошёл путь от мастера на заводе имени Горького до старшего инженера и заместителя начальника отдела в совнархозе.

От Станка к Строке: Литературное Становление

Стихи он писал с детства, но долгое время считал это баловством. Всё изменилось, когда заводские товарищи из литературного кружка без его ведома отправили стихи в Москву — и одно из них в 1961 году было напечатано в журнале «Юность». Этот момент заставил его задуматься о поэзии всерьёз.

Огромную роль в его становлении сыграли наставники. Однажды он получил письмо на трёх страницах от известного писателя Всеволода Никаноровича Иванова, жившего в Хабаровске, — это был отклик на короткое стихотворение в местной молодёжной газете. Поддержку оказывали поэты С. Смоляков и Ан. Рыбочкин, с которыми он выпустил свою первую книгу «Пусть настежь дверь» в 1964 году.

Ключевым событием стал Читинский семинар молодых писателей в 1965 году, после которого его рекомендовали в Союз писателей СССР.

Признание и Наставники

В 1966 году, когда тираж его второй книги «Начало дня» был арестован Главлитом за «неаккуратные» строки «К словам высоким в наши дни народ / Стал осторожен. Он ли в том повинен?..», на помощь пришёл известный поэт и секретарь Союза писателей СССР Сергей Наровчатов. Он опубликовал в главной газете страны, «Правде», огромную статью «Гражданственность поэзии», где целую колонку посвятил стихам Асламова. Книга была спасена, а Наровчатов на долгие годы стал для него старшим товарищем и покровителем. Именно Наровчатов позже, во время учёбы Асламова на Высших литературных курсах в Москве, предлагал ему перебраться в столицу, но поэт остался верен Дальнему Востоку.

Учёба в Москве подарила ему знакомство с уникальным русским поэтом Николаем Рубцовым. Асламов с теплотой вспоминал, как Рубцов, живший в том же общежитии, по утрам приносил букетики сирени для его маленькой дочери Юли или заходил вечером, чтобы тихо и долго читать свои стихи.

Служение Литературе: Редактор, Переводчик, Председатель

Вернувшись в Хабаровск, Михаил Феофанович 17 лет заведовал отделом поэзии в журнале «Дальний Восток». Кроме собственного творчества, он много сил отдавал общественной работе. С 1987 года и до последних дней жизни, более 30 лет, он был бессменным председателем правления Хабаровской писательской организации. В трудные постсоветские годы на его плечи лёг тяжёлый груз организационных и финансовых проблем. Его дочь Юлия вспоминала, что отцу приходилось «стоять почти с протянутой рукой», добиваясь поддержки для писателей от чиновников. Он был настоящим стержнем, на котором держалась литературная жизнь края.

Михаил Асламов также известен как талантливый переводчик. Он переводил поэзию с украинского, бурятского, монгольского, нанайского, еврейского и других языков.

Личность и Наследие

Несмотря на все звания и должности, Михаил Асламов оставался человеком скромным, с тонким чувством юмора. Он считал, что главный бог поэзии — это интонация, по которой, как ребёнок, читатель безошибочно чувствует правду. Его поэзия была такой же — без фальши, наполненная приметами быта, за которыми всегда стояла глубокая мысль.

Он был автором более десятка поэтических сборников, среди которых «Начало дня», «Человек с черёмухой», «Земная ось», «Белый ветер», «Подкова в наследство» и многие другие. Его труд был отмечен медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и званием «Заслуженный работник культуры РФ».

Михаил Феофанович Асламов ушёл из жизни 10 октября 2018 года в Хабаровске. Он оставил после себя не только свои стихи, но и светлую память как человек чести и долга, посвятивший всю свою жизнь служению русской литературе на дальневосточной земле.

Слово от внука Артёма

Меня зовут Артём, и весь этот сайт, вся оцифровка — это моя большая работа по сохранению творчества дедушки. Около двух лет ушло на реставрацию, повторную верстку всех книг, а также создание этого сайта (о самой работе можно почитать отдельно в этой статье). И жена предложила мне идею, что помимо обычной биографии нужно бы оставить память о Михаиле Асламове как о человеке и дедушке! А запомнить хотелось бы многое.

На фотографии вы видите меня, обнимающего дедушку. К сожалению, точная дата не сохранилась, но это примерно мой 5-6 класс, то есть год 2000-2001. Кажется, это был мой день рождения, и, когда делали это фото, я обнял деда и радостно сказал бабушке со стороны папы: «Это мой любимый деедушка!». По словам взрослых, папиных бабушку и дедушку эта фраза весьма задела, но я, ребенок, конечно же этого не заметил и не помню.

Сложно сказать, с какого возраста, наверное, лет с 4х и до 18и включительно(!), каждые выходные и почти все праздники я проводил в гостях у дедушки. Даже не верится, но почти все субботы и воскресенья, плюс как минимум новый год и 9 мая я проводил с дедом, предпочитая такой досуг прогулкам с друзьями или играм дома за компьютером. Он действительно был моим любимым дедушкой и то, кем я стал, если не на 100%, то во многом произошло благодаря ему.

Он посвятил мне одно стихотворение — Муравей — вы можете его найти в последних трех сборниках. В первую очередь дед учил меня думать! Практически все игры с ним были интеллектуальными, от игр в «слова», где надо из букв одного слова составлять другие, до шахмат. Дед научил меня обращать внимание на мелочи вокруг, задумываться о происходящем (и «Муравей» это ярко демонстрирует). Но самое главное — он всегда общался со мной как со взрослым! Не было никаких сюсюканий, он всегда внимательно выслушивал мои размышления, мои мысли о происходящем, всегда по взрослому и адекватно на это отвечал. Он часто рассказывал мне смешные истории с работы или анекдоты — они все были взрослые, и я не понимал, что в них смешного, но мне так нравилось, что мы с дедом на равных!

Но внезапно, работая над этим сайтом, этим проектом, я вдруг понял, что дедушка никогда не обсуждал со мной свои стихи… Он их никогда не читал, не давал мне почитать и не спрашивал моего мнения. За эти почти два года работы у меня накопилось СТОЛЬКО вопросов к нему! Мне так хочется все это обсудить, где-то похвалить, где-то посмеяться над ним и поругать, но, к сожалению, мне некуда это все теперь деть…

Я никогда не встречал такого доброго и веселого человека, дедушка всегда смеялся, дедушка всегда улыбался, шутил, насвистывал песенки под нос. А, однажды, году в 2007-2009м, когда ему было уже под 80 лет(!), он принес с работы домой компьютер! И сказал: «Я хочу научиться им пользоваться!». И можете себе представить — научился! Я создал в Word-е для него подробные инструкции о том, как отправлять почту, как открывать Word, как сохранять файлы на флешку и многое другое, распечатал, упаковал в большую папку и он по этим инструкциям научился. И остаток жизни все свои новые стихи набирал уже на компьютере и даже переписывался с друзьями по электронной почте, читал новости в интернете или созванивался в Skype!

Можете представить, насколько у человека был гибкий ум! Он даже сам покупал себе «сотик», учился им пользоваться, разбирался как работает роуминг, и какой тариф лучше выбрать. Помню, он очень хотел научиться фотографировать на телефон и даже купил какой-то Samsung с камерой аж на 2 мегапикселя! Но телефоны были кнопочные, камеры очень плохие и, конечно, ничего из этого не вышло. Но я уверен, что сейчас он легко бы совладал с каким-нибудь современным смартфоном (а может быть стал фотографом?).

Каким мне запомнится дедушка? Очень веселым, умным, рассуждающим обо всем на свете, постоянно курящим сигареты, пьющим чай только из блюдца (закусывая сахаром-рафинадом) и настукивающим пальцами ему одному известную мелодию по подлокотнику дивана во время просмотра новостей или сериала…

И, конечно, просто очень любимым дедушкой, который всегда старался меня порадовать, купить мне жвачку или еще какую-то мелочь. Я помню, он однажды приехал из командировки из Москвы и подарил мне книгу — это были «Денискины рассказы». Подарил и сказал, что это очень интересная книжка. А я ушел в дальнюю комнату и сильно плакал… Когда дедушка меня увидел и спросил, в чем дело, я сказал сквозь слезы, что у меня уже есть такая книжка… Дедушка сказал «Господи, да какая беда, купим тебе другую книжку!»… Вот только плакал я вовсе не потому, что мне подарили книгу, которая у меня есть, а потому, что мне было очень жалко дедушку! Потому что я очень ярко представил себе дедушку, который бегал по холодной Москве, старался привезти мне подарок, долго выбирал эту книжку и вот так не угадал… Вот такими были Михаил Феофанович Асламов и его внук.

× Увеличенное фото автора